Перейти к публикации

Функции бора в моторном масле - обсуждаем в данной теме.


Рекомендованные сообщения

Неоднократно встречал утверждения, что бор в масле может выполнять как противоизносные (Extra pressure) функции, так и моющие функции, а также функции беззольного дисперсанта.

 

В частности, бор в масле существенно уменьшает износ по цветным металлам. В последних маслах бор встречается уже и 250ppm, и 400ppm.

 

Предлагаю в данной теме обсудить боровые присадки, их плюсы и минусы, чтобы более осмысленно использовать знания при обсуждении анализов различных масел.

 

1.       В очень многих современных маслах, в т.ч. Лукойл Armortech (http://www.oil-club.ru/forum/topic/19686-19686/ ), Shell HU A5/B5 (http://www.oil-club.ru/forum/topic/20624-shell-helix-ultra-a5b5-0w-30-svezhee/ ), Ravenol SFE (http://www.oil-club.ru/forum/topic/17141-17141/ ) бора в диапазоне 50..90, но вот видим в новых Лукойл Glidetech (http://www.oil-club.ru/forum/topic/20068-20068/ ), Profix 5W-30 (http://www.oil-club.ru/forum/topic/14557-14557/) – околонулевое значение.  Изготовители вдруг перестали видеть смысл в боре? Или другие причины?

 

2.       Pennzoil Ultra и Ultra Platinum- бора 155. Petro-Canada SS 5W-30(http://www.oil-club.ru/forum/topic/3527-3527/ ) и Idemitsu Zepro 5W-30 (http://www.oil-club.ru/forum/topic/7306-7306/ )- бора более 200. Shell ECT C2/C3 0W-30 (http://www.oil-club.ru/forum/topic/14974-14974/ ) – бора 400. Чем обусловлено такие сильное превышения по бору? Отмечу, что при возрастании бора может исчезнуть молибден, как это произошло в Shell ECT C2/C3 или Лукойл Армотеч (где в отличие от Глайлтеча, есть бор, но нет молибдена)

 

3.       Судя по сравнению VOA Pennzoil Ultra (http://www.oil-club.ru/forum/topic/7903-7903/) и VOA Pennzoil Platinum ( http://www.oil-club.ru/forum/topic/17158-17158/) , первое отличается только наличием бора, что, судя по таблице сравнения масел, приводит к улучшению моющих свойств: http://www.pennzoil.com/technology-of-clean/motor-oil-comparisons/ Получается, что бор в Ultra Platinum выполняет дополнительные моющие функции? Правда, в таблице сравнений указано ещё и повышение экономичности, но это может быть банально связано как раз с улучшением чистоты двигателя, тем более что изменение мощности не заявлено.

 

4.       Могут ли боровые присадки быть частичной заменой кальциевым для уменьшения зольности при неуменьшении TBN?

Изменено пользователем Izb
Ссылка на сообщение
Другие ответы в этой теме
3 минуты назад, MAN Diesel сказал:

 

1 минуту назад, СИНТЭКС сказал:

В нём моли нет. Нужен и Мо и В в одном флаконе...

Да. @СИНТЭКС уже написал)

Ссылка на сообщение
9 минут назад, dimm7777 сказал:

ДмитрийБраер 

Некоторые "борные" моющие присадки разрушались при повышенных температурах за 150...200 грС, поэтому их применение было "ограничено".

в частности, сукцинимид бора. 

Ссылка на сообщение
1 hour ago, ДмитрийБраер said:

несколько раз встречал инфу, что содержание большого кол-ва бора в масле очень хорошо для дизельного двигателя. 

Не обязательно.  Вот масло дизельное, в нем ни бора ни молибдена нет. Зольность 1

и довольно много ZDDP (API CJ-4/SM):

http://pqiadata.org/ChevronDelo400XLE10W30.html

 

а вот и бор и  молибден, немного  меньше ZDDP , зольность тоже 1  (API CK-4/SN):

http://pqiadata.org/Chevron_Delo_400SDE_15W40.html

 

Это просто пакет такой. Это не лучше и не хуже.

Ссылка на сообщение

Алкарил сульфонат кальция вполне заменяет бор в моторном масле, за исключением случаев использования бора как антифрикционной присадки. По моему мнению, повышенное содержание серы и отсутствие или низкое содержание бора в масле может говорить об использовании данной присадки.  https://www.lubrizol.com/Sustainability/Responsible-Care/Product-Stewardship/Alkaryl-Sulfonates-in-Engine-Oil

Ссылка на сообщение
20 минут назад, a-ha сказал:

SAE20 мы еще ионную жижку не попробовали, а Вы уже нас в борный "омут" кидаете! :crazy:

 

так всё это шло - как приготовление к переходу на IL (я не специалист, но так понимаю, что для полноценного использования IL необходимо снизить ZDDP - иначе это будет как "титан" - пустая игрушка), но по бору мы успели часть работ завершить (вместе с химиками - присадочниками), а по IL - конкретно наша компания не успела даже тесты начать, при том что hiring уже прошел, но люди пришли из биохимии (им сделали реверсные предложения и срочно "вернули назад", тем более что там рост - а у нас будут layoffs / furloughs) - и вот теперь мы сидим без специалистов и без IL :) .. но это не страшно, раньше 2021 у нас бы по IL ничего и не было бы

Изменено пользователем SAE20
Ссылка на сообщение
13 минут назад, SAE20 сказал:

им сделали реверсные предложения и срочно "вернули назад", тем более что там рост

Да, сейчас все надежды на них - вакцина и/или лекарство.

Пусть там потрудятся.

Мы обождем.

Свет клином на масле не сошелся, тем более что в период самоизоляции/карантина не так у ж много передвигаемся на машинах.

Изменено пользователем a-ha
Ссылка на сообщение
33 минуты назад, SAE20 сказал:

примерно в ноябре 2019 у нас была серия испытаний по бору, которая пойдет в работу этим летом.

Все детали я раскрыть не могу, попробую общее дать -

 

снижение ZDDP в 2 раза + увеличение двух типов присадок бора дает ряд преимуществ.

Вы не теряете при этом качество ZDDP пленки (и главное - продукты распада ZDDP) , но лично я для себя нашел кое что. Бор не дает ряда эффектов реологических. Совсем. Снижая ZDDP и увеличивая B (безусловно и снижая Ca - который я вообще очень не люблю) - вы не теряете в защите, но получаете физико-химическую стабильность.

Мы начали работу с присадочниками по снижению ZDDP, Ca и повышению двух присадок B. 

Такие форматы будут доступны уже осенью не только у нас.

У Шеврона есть высокотемпературные трансмиссионные масла на основе бора типа Chevron Delo Gear Lubricants ESI и др. Принцип тот же, я думаю.

Ссылка на сообщение

ИМХО torconу в обзорах на канале в ютубе надо говорить, что бор не только беззольный дисперсант, но и компонент противоизносной присадки.

Изменено пользователем SE_AL
Ссылка на сообщение

SE_AL я лет 5 так и говорю когда много бора. :) В смысле когда не 75ppm, а 300-400-500ppm. Но это все равно гадания на кофейной гуще... Они могут сукцинимидом бора щелочное число поднимать. Как здесь.  А могут противоизноску/антизадирную использовать в совокупности. Как угадать в общем супе, где что? :) Если не работаешь в Infineum? Приходиться говорить "А может быть то, а может быть еще и это".

Ссылка на сообщение

Вот что нарыл по бору, его тоже используют для борьбы с LSPI. Патент ExxonMobil Research and Engineering Co

Ссылка на сообщение

SL1 

У тебя лубризоловская ссылка битая, обновляю - вот. Но пишу не поэтому, а потомоу что в том описании нет ничего про защитные антифрикционные св-ва. Я уточняю что там общее описание класса вещества и про про экологию и т.п. и пр. и даже допускаю возможность их действия как защитной функции, но сомнительно - основная их функция описана как моющие/антикорозионные без уточнений и глубоких пояснений.

 Но что касается твоего тезиса про "повышенную" серу в некоторых даже современных и ныне выпускаемых масел это действительно ты подметил точно и мне интересно было - бред наверно, но может это след тех что в трансмиссионом используют? Они не стойкие для использования в ДВС если я правильно понял - но "наши руки не для скуки", а вдруг ради забавы насыпали протестировали сильного вреда нет и в продакшн? :crazy: :pardon:

Изменено пользователем Buran
Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...