Популярное сообщение Barmaley 3 648 Опубликовано: 1 февраля 2018 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 1 февраля 2018 (изменено) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Изменено 5 февраля 2018 пользователем ModeratorSigma 19 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 16 мая 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 16 мая 2018 Итак, заполучил военный справочник 1970 года. Интересны следующие вещи: 1) Советский ГОСт 159-52 воспринят в качестве стандарта в нескольких странах Восточной Европы 2) Чехословакия явно продвинулась несколько дальше в разработке антифризов. Фосфатных? 3) Ну и самое интересное. Glysantin оказывается используется в ГДР. Мало того - это смесь этиленгликоля и полиглеколей. Первое, что приходит в голову - Glysantin и GOST 159-41 ( http://www.oil-club.ru/forum/topic/31476-baza-antifrizov-dlya-mzma-azlk-izh-i-lada-klassiki/?do=findComment&comment=1158080 ) родственники? Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 24 мая 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 мая 2018 (изменено) А вообще по кусочкам можно восстановить некоторые сведения о развитии технологии антифризов в СССР. (страницы 276-277) Кому нужна книга - пишите в личку Изменено 24 мая 2018 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 24 мая 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 мая 2018 Ещё набор интересных фактов. Обзорная книга Брегмана (переведена на русский язык) описывает ситуацию в США и немного в Европе относительно химикатов в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания до конца 50-х годов. У нас издана в 1966 году.. Оригинал - в 1963 году. Итак, из прочитанного: 1) Круглогодичного использования антифризов за редкими случаями нет нигде. Применяется вода+ингибиторы. Кроме хромовых в США распространены ещё и масляные. 2) Есть упоминание ОАТ технологий в качестве экспериментов. 3) Теплоноситель и пакеты присадок рассматриваются отдельно. Итого: До начала 1960-х годов развитие антифризов в СССР и в остальном мире было на одном уровне. Кстати, в это же время (середина 1960-х) в последний раз упомянуты спиртовые антифризы в справочниках. Фактически, их следовало запретить у нас в середине 1950-х. Попытка ускоренного преодоления отставания, которое накопилось за период Хрущёва? 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 4 июня 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 4 июня 2018 В общем, всем читателям большой превед из Казахстана конца 1970-х. 'Парафлу 11' что, продавался в СССР? Заодно это второе упоминание о том, что советский 'Тосол А-40' = 'Paraflu 11'. P.S. Просьба не путать нынешний 'тосол' с тем. 1 Ссылка на сообщение
SiOG 717 Опубликовано: 4 июня 2018 Поделиться Опубликовано: 4 июня 2018 04.06.2018 в 20:40, Barmaley сказал: 'Парафлу 11' что, продавался в СССР? Заодно это второе упоминание о том, что советский 'Тосол А-40' = 'Paraflu 11'. P.S. Просьба не путать нынешний 'тосол' с тем. Раскрыть Напомните, где первое упоминание? Так-то вот еще два: https://www.zr.ru/archive/zr/1972/11/klub-avtoliubitiel?return=c42b5c35d6a2a3477e9fbe8e4a0a55fbd28c294b::0 https://www.zr.ru/archive/zr/1972/08/spravochnaia-sluzhba?return=c42b5c35d6a2a3477e9fbe8e4a0a55fbd28c294b::2 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 5 июня 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 5 июня 2018 (изменено) 04.06.2018 в 22:39, SiOG сказал: Так-то вот еще два Раскрыть Так эти 2 были и первым упоминанием. Мне их уже falken скинул. Посмотри статью про то что делать, если в требованиях написано Тосол(часть 2). http://www.oil-club.ru/forum/topic/32331-esli-v-trebovaniyah-napisano-tosol/?tab=comments#comment-1098820 По-моему, в конце 1970-х годов какая-то буза в плане несогласия с подсаживанием на Тосол была. Изменено 5 июня 2018 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 19 июня 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 19 июня 2018 (изменено) Для сравнения с нашими краями. Научная статья по антифризам в армии США из материалов одного симпозиума. А теперь интересные вещи: 1) До 60-х годов мы были вполне себе на уровне, а местами даже обгоняли. 2) У нас этиленгликовый антифриз приняли на пару лет раньше. А вот между концом 1950-х и началом 1970-х у нас случился .... , который пришлось экстренно исправлять имплантацией италотосола (Paraflu 11). В начале 1970-х годов амеры экспериментировали с восстановителями свойств антифриза (у нас такое было по-факту очень редко в 1980-х годах) Изменено 19 июня 2018 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 19 июня 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 19 июня 2018 Итак, штатовский стандарт антифриза О-А-548D (редакция 1974 года). Первая редакция вышла в 1958 году. У нас адекватный аналог - в 1952м! O-A-548D.pdfПолучение информации... собственно... Для сравнения откуда идут корни ASTM-го стандарта, на основе которого потом написали ГОСТ 89-года печально известный... Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 19 июня 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 19 июня 2018 Итак, переход от внутриштатовских стандартов к ASTM.... A-A-870A.PDF Получение информации... A-A-870A_NOTICE-1.PDFПолучение информации... A-A-870A_NOTICE-2.PDFПолучение информации... A-A-870A_NOTICE-3.PDFПолучение информации... Ссылка на сообщение
Trizoff 1 Опубликовано: 24 июня 2018 Поделиться Опубликовано: 24 июня 2018 В 2016 вышел новый ГОСТ на тосол... будет время закину ссылку на документ... Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 24 июня 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 июня 2018 Trizoff 1) НЕ на 'тосол', а на антифриз 2) Реально это 'перепев' 'недогоста' 1989 года. Реальный ГОСТ регламентирует всё, вплоть до рецептуры. Такими были ГОСТ 159-41 и ГОСТ 159-52. А это калька с ASTM. 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 24 июля 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 июля 2018 В общем, очередное доказательство концепции, изложенной в моей статье. http://www.oil-club.ru/forum/topic/31476-baza-antifrizov-dlya-mzma-azlk-izh-i-lada-klassiki/?do=findComment&comment=1194021 Пакет документов на 'Тосол', упомянутый много раз в отечественной литературе. Фактически -просто закрытый OEM. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 3 августа 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 3 августа 2018 (изменено) Итак, сегодня получил ТУ 6-01-197-76 Итересно следующее: 1) Протодопуски существовали в середине 1970-х (согласования пока что не на уровне производителей техники, а на уровне организаций, которые её активно используют). В данном случае речь идёт о: а) Кокчетавской базе 'Казсельхозтехника' б) Павлодарском райобъединении 'Казсельхозтехника' в)Кустанайской конторе УМТС Целинного района. 2) Название завода ОТРЕДАКТИРОВАНО. Павлодарский химический, не? Есть только 'п/я М-5364' 3) Разработчик проекта ТУ - известный по работе на 'Капролактам' Моисеев Б.Г. (подписи совпадают с ТУ.. 430-69). Должность не указана. То ли он работал некоторое время в Казахстане, то ли разрабатывал для него эти документы. 4) Антифриз основан не на этиленгликоле, а на полигликолевой схеме и является вариантом продукта, описанного в ГОСТ 159-41. Попутно, исходя из имеющихся материалов, можно предположить, ОТКУДА у авторов справочника шофёра , изданного в Казахстане в 1970-е годы такие глубокие познания по антифризам. В том числе и не попадавшие в открытую печать. А вообще они герои, потому что сказали правду, когда остальные молчали. Собственно, само ТУ 6-01-197-76 Показать содержимое Изменено 3 августа 2018 пользователем Barmaley 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 3 августа 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 3 августа 2018 А теперь поговорим о деградации обучения обслуживания системы охлаждения и обращению с антифризами на примере школьных учебников по автоделу1970-х годов. 1) Учебник 1972 года Автомобиль. Учеб.пособие для учащихся IX и X классов средней школы. Под ред. И.П.Плеханова. М., 'Просвещение, 1972 г.' Показать содержимое В принципе это даже не учебник, а собранные в один текст части из руководств по ремонту и обслуживанию разных машин. Антифриз представлен как СЕЗОННОЕ средство на время низких температур. В качестве основного теплоносителя предлагается вода. Расписано удаление накипи из системы. Отечественные незамерзающие жидкости марок '40' и '65' представлены просто как смесь этиленгликоля с водой. Про антикоррозийные и антивспенивающие присадки упоминания нет совсем. Это при том, что к 1970-е годы уже существовало 3-е поколение антифризов, причём 2 последних были этиленгликолевые. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 648 Опубликовано: 3 августа 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 3 августа 2018 (изменено) 2) Учебник 1979 года. 'Автомобиль. Учебное пособие для учащихся 9 и 10 классов средней школы'. Москва, 'Просвещение', 1979 год. Показать содержимое Объективно учебник стал ГОРАЗДО ХУЖЕ. Исчезли сведения про обслуживание системы охлаждения. Данные по присадкам в отечественном антифризе отсутствуют. Введено описание 'Тосола' как жидкости для круглогодичного использования в 'Жигулях'. Как он соотносится с остальным автопромом - неясно. Мало того - антикоррозийные присадки согласно тексту присущи якобы только 'Тосолу', хотя это не так. Зато редактор учебника указан как кандидат технических наук. ''Признаться.. раньше это называлось вредительством' (с ) 'Визит к Минотавру' А попросту говоря, просматривается статья УК РСФСР, существовавшая до 1961 года. Показать содержимое 58-7. Подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации, совершенный в контрреволюционных целях путём соответствующего использования государственных учреждений и предприятий, или противодействие их нормальной деятельности, а равно использование государственных учреждений и предприятий или противодействие их деятельности, совершаемое в интересах бывших собственников или заинтересованных капиталистических организаций то есть промышленный саботаж: наказание аналогично статье 58-2 И напоследок по поводу некоторых авторов этих учебников-дебилизаторов : Шестопалов К.С проявил себя как борец со 'сталинизмом' на страницах своих справочников. А попросту говоря - вымарывал всё, до чего мог дотянуться. Вот пример. Показать содержимое Очередная иллюстрация тезиса о том, что подонки умными не бывают. Изменено 3 августа 2018 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас