Популярное сообщение Barmaley 3 608 Опубликовано: 1 февраля 2018 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 1 февраля 2018 (изменено) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Изменено 5 февраля 2018 пользователем ModeratorSigma 19 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 11 сентября 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 11 сентября 2018 (изменено) Ещё интересный момент. ГОСТ на этиленгликоль с пакетом присадок (концентрат антифриза по-факту). После справочника 1969 года как-то не упоминался. 6367-52.pdf (можно ознакомиться ) Интересен следующий момент: В середине 1960-х был очередной пересмотр ГОСТов (нормальное явление для развивающейся экономики). По-факту, при Сталине это происходило где-то раз в 10-12 лет. На примере антифриза можно видеть документы по ГОСТ 159-41, ГОСТ 159-52 (который и сейчас по-факту ещё кое-где в работе). Реально в середине 1960-х должен был появиться отечественный G11 или TTC на неорганических компонентах и для круглогодичного использования. А вместо этого получили кукурузу, 'оттепель' и 'борьбу с культом личности'. Изменено 11 сентября 2018 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Spielhur 342 Опубликовано: 25 сентября 2018 Поделиться Опубликовано: 25 сентября 2018 Излишне политизированно. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 24 ноября 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 ноября 2018 В общем, к сожалению, скан издания хоть и оцифрован, но не в открытом доступе. А на alib.ru просят нереальных денег. https://dlib.rsl.ru/01005220743 Маржецкий, Виктор Владиславович.Механический транспорт в Арктике [Текст]. - Москва ; Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1940 (Москва). - 104 с. : ил., черт.; 20 см. ещё Цитаты из текста: стр. 26 теплом двигателя. Для быстрейшего спуока масла и незамерзающей смеси (антифриза) при длительных стоянках машины на картере двигателя были установлены дополнительные стр. 62 двигатель. Радиатор рекомендуется заливать антифризом Ярославского завода. Антифриз — смесь, не замерзающая до —55°. Ниже —59° он замерзает, но образует не лед, а хлопьевидную или кашеобразную массу, которая не может разорвать двигатель и радиатор. Кроме того, антифриз мало выкипает и не требует частой Итого: В конце 1930-х годов в СССР серийно производился антифриз на заводе в Ярославле. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 24 ноября 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 ноября 2018 (изменено) Материалы по антифризам из справочника автомобильного механика 1952 года. Спойлер Рассматриваются и этиленгликолевый 'В-2' и спиртовые смеси. Вопрос только в том, где всё это производили и кто были разработчики. Изменено 24 ноября 2018 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 24 ноября 2018 Автор Поделиться Опубликовано: 24 ноября 2018 Материалы по антифризам из справочника автомобильного механика 1955 года Спойлер Фактически, это дополнение справочника 1952 года, посвящённое грузовикам. По антифризам интересны следующие моменты: 1) Описывается замена антифриза 'В-2' на жижу по ГОСТ 159-52 на производстве. 2) Спиртовые смеси указываются, как замена при отсутствии этиленгликолевых. Реально эта дрянь будет упоминаться до 1965 года и всплывёт в 90-е.. да и сейчас. Интересно описание проверки плотности антифриза гидрометром. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 19 июня 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 19 июня 2019 Что-то я давно ничего интересного не постил. Просто надо было немного с требованиях по трансмиссионкам разобраться. там тоже всё оказалось..плохо. В общем. Ещё про один интересный момент. В справочнике 1975 года никакой 'тосол' не упоминается. У создателей ещё совесть была. Папок К.К., Рагозин Н.А. Технический словарь по топливу и маслам. 1975 г. Спойлер Что такое 'Торсиол' (канатная смазка) написано, а что такое 'Тосол' нет. Про отечественные антифризы авторы стыдливо умолчали. То что за 20 лет ничего не изменилось, думаю, было им понятно. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 19 июня 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 19 июня 2019 Тот же справочник 1951 года. Надо сказать, что 'кровавый сталинизм' весьма способствовал научной мысли и развитию промышленности. Папок К.К., Рагозин Н.А. Технический словарь по топливу и маслам 1951 г. Спойлер Даны сведения по 1) ГОСТ 159-41 2) Антифриз ГГ-1 (гликоле-глицериновый) 3) Данные по антифризу, который применялся в Германии (обведено чёрной рамкой). Как и в посте выше, расписаны имеющиеся направления разработки жижи. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 4 сентября 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 4 сентября 2019 Выкупил 2 справочника того же автора (Папок) 1955 и 1963 года. В общем, в данный период существовало разделение между антифризом (сезонная схема использование) и охлаждающей жидкостью (круглосуточная схема использования). Иными словами - был сделан шаг в сторону КРУГЛОГОДИЧНОЙ СХЕМЫ испльзования данног вида жидкости. Мало того- указывается ГОСТ 159-50. Это означает, что полигликолевые антифризы по ГОСТ 159-41 не закончились с принятием ГОСТ 159-52, а существовали параллельно не только в виде ТУ, но и имели развитие в виде ГОСТ. Справочник 1955 года. Спойлер Справочник 1963 года. Спойлер Проблема в том, что это закончилось..ничем. Хотя и начиналось за 10 лет до т.н. 'тосола'. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 5 сентября 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 5 сентября 2019 В общем, ситуация с 1950-ми годами становится более-менее ясной. Шестидесятые же представляют из себя одно большое белое пятно. Тем не менее, можно с высокой долей уверенности говорить о МАСШТАБНОМ застое и фактически АНТИФРИЗВОМ КРИЗИСЕ в то время. В качестве иллюстрации привожу сканы 'Справочника автомобилиста' 1962-1973 годов 4-х изданий. Данный продукт -это что-то среднее между справочником автомобильного механика и учебником автолюбителя: 1962 год: Спойлер 1965 год: Спойлер 1967 Спойлер 1973 Спойлер Итак: до начала 1970-х в справочниках вполне себе описываются спиртовые антифризы, хотя и с оговорками пр крайние случаи и опасность применения. Крайние случаи наступили? Мало того, упминается про 'допустимость применения' явно промышленной охлаждающей пропиленовой жижи по ВТУ 05-59. Ну и с середины 1950-х годов одни и те же фразы пр жидкости '40' и '60'. ПРОГРЕССА НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ. 'Научная общественность' играла в 'оттепель', а проблемы на местах решались в меру понимания вопроса и доступности материалов. Про круглогодичные антифризы и речи не идёт. 10 лет позора одним словом. В итоге нечего удивляться, что вместе с ВАЗ стали завозить 'Paraflu'., придумав байку про 'технлогию органическго синтеза' и т.д. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 5 сентября 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 5 сентября 2019 Кстати, выкупил в букинистическм магазине в Минске учебник по автоделу для школьников 9-10 классов 1987 года издания. В общем, описание антифризов и их использования скатилось даже не в бессвязную кашу, а в откровенный словесный понос. Спойлер И после этого кто-то будет удивляться всему, что творится на данном рынке до сих пор? Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 12 сентября 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 12 сентября 2019 (изменено) А теперь немного по уровне амеров в 1950-е и 1960-е годы. Нашёл на ebay фотографии интересной банки. Спойлер И нашёл описанный там патент. Ребята задумывались про постоянное использование антифриза. US2817636.pdf Но даже во 2-й половине 1960-х годов существовали сезонные и постоянные антифризы. Под катом - OEM GM Coolant. Судя по датам на канистре 1966-1971 годы Спойлер Изменено 12 сентября 2019 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 12 сентября 2019 Автор Поделиться Опубликовано: 12 сентября 2019 (изменено) А сейчас немного про спиртовые антифризы 30-х и т.д. Они в США тоже производились 1939 год Trek Спойлер Uniko (год не указан) Спойлер Изменено 13 сентября 2019 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
cjla8ok 10 Опубликовано: 31 марта 2020 Поделиться Опубликовано: 31 марта 2020 (изменено) можно прикинуть охлаждающую жидкость с целью отказаться от токсичного этиленгликоля воду оилрайт 11р/л 70% 6-7л ~70руб спирт 50р литр =500р 40-50% -------------------------------------------------- Присадки антикоррозионные,противопенные Динатрий фосфат - 1,00 - 1,18% фосфорнокислый натрий=фосфат натрия 5гр декстрин 1.5-2 гр Нитрит натрия - 0,10 - 0,13% соль для колбас Пеногаситель ПМС-200А (полиметилсилоксан) - 0,001 - 0,010% в радиодеталях продаётся силиконовое масло Гидрооксид натрия - 0,7-0,9% "шуманит" для плиты Тетраборат натрия - 0,85-1,15% бура флюс Изменено 31 марта 2020 пользователем cjla8ok Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 31 марта 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 31 марта 2020 2 часа назад, cjla8ok сказал: можно прикинуть охлаждающую жидкость с целью отказаться от токсичного этиленгликоля воду оилрайт 11р/л 70% 6-7л ~70руб спирт 50р литр =500р 40-50% -------------------------------------------------- Присадки антикоррозионные,противопенные Динатрий фосфат - 1,00 - 1,18% фосфорнокислый натрий=фосфат натрия 5гр декстрин 1.5-2 гр Нитрит натрия - 0,10 - 0,13% соль для колбас Пеногаситель ПМС-200А (полиметилсилоксан) - 0,001 - 0,010% в радиодеталях продаётся силиконовое масло Гидрооксид натрия - 0,7-0,9% "шуманит" для плиты Тетраборат натрия - 0,85-1,15% бура флюс Не майтесь дурью. Купите нормальный заводской продукт. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 10 апреля 2020 Автор Поделиться Опубликовано: 10 апреля 2020 (изменено) Постепенно, хоть и не на интернет-аукционах, а в оцифрованном виде всплывают очень интересные книжки 1940-х годов, где расписано применение антифриза. Надеюсь, не будете орать, что это фотожаба и 'фальшыука, зробленая у польшчы на дзеньги Германии Сороса'? Итак, 1942 год. Инструкция по использованию импортных жиж. Упоминается антифриз Prestone этиленгликолевый. http://gpntb.dlibrary.org/ru/nodes/5299-instruktsiya-po-primeneniyu-importnyh-aviatsionnyh-benzinov-masel-etilovoy-zhidkosti-i-antifriza-m-1942 Скрытый текст Ну и приписка, что при выкипании доливать воду. С 1942 года пишут, а всё никак не доходит. Ну и русская инструкция к грузовику 'Бедфорд'. Да, UK тогда ещё и грузовики производила. http://gpntb.dlibrary.org/ru/nodes/5312-pamyatka-voditelyu-gruzovogo-avtomobilya-bedford-m-1942#mode/inspect/page/1/zoom/4 Скрытый текст Антифриз присутствует, хотя и в 'сезонной схеме'. Изменено 10 апреля 2020 пользователем Barmaley Ссылка на сообщение
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас