Популярное сообщение Barmaley 3 608 Опубликовано: 1 февраля 2018 Популярное сообщение Поделиться Опубликовано: 1 февраля 2018 (изменено) Восстановление оригинальных требований по охлаждающим жидкостям к советским и российским автомобилям на примере 'Москвича' и соответствие им современных антифризов Тосол у нас 'принято' ассоциировать исключительно со всеми советскими и российскими машинами. Но если в 'Жигулях' уже встречались, например, упоминание с 2000-х годов иностранных антифризов в руководстве по обслуживанию, причём требований к наличию или отсутствию компонентов вроде нитридов-аминов-фосфатов-боратов-силикатов не выдвигалось, то в 'Москвичах' с 80-х годов кроме как 'Тосол' ничего не писали. Но история данного вопроса далеко не прямолинейна и, зачастую, имеет много фактов, которые позволяют как поставить данное утверждение под сомнение, так и определить оптимальные требования, которые бы позволили подобрать адекватные современным требованиям жидкости. Начнём с того, что незамерзающие жидкости у нас имеют давнюю историю (страна-то холодная), поэтому необходимо начать с послевоенного времени, когда существовал вариант 'Антифриза В-2' (55% этиленгликоля и 45% воды, что давало температуру замерзания -40) или как вариант водно-глицерино-спиртовая смесь (60%+10%+30% соответственно, что давало температуру замерзания -18 градусов). Но этиленгликоль довольно агрессивен к металлам и в итоге на смену таким 'рецептурам' пришёл стандарт ГОСТ 159-52, где уже детально прописывались плотность, вязкость и зольность и даже химический состав, в который входили декстрин, динатрифосфат, молибденовокислый натрий. В принципе, стандарт 1952 года - 'Open Source' с открытой рецептурой, которую можно воспроизвести при наличии компонентов, что называется 'на столе'. Это, как бы мы выразились сейчас, простой 'фосфатник'. Следует отметить, что в этом мы близки основной массе тех же японских антифризов внутреннего рынка с невысокой ценой, простым составом и сроком службы до 40 000 км. Да, там есть LLC-SLLC OEM продукция, но основная масса продукции - такие антифризы, особенностью которых является отсутствие привязки к требованиям местных автопроизводителей. А если для сравнения посмотреть литературу по обслуживанию 'Москвичей' 1950-х...1960-х годов, то там есть только упоминание использования антифризов по данному ГОСТу в холодное время года, хотя речи о том, что нельзя использовать этот продукт летом нет. А ещё в справочниках тех лет много внимания уделяется фильтрации и умягчению воды. Отдельно продолжают существовать смеси этиленгликоля, воды и спирта, но их применение в тех же 'Москвичах' со 2-й половины 1950-х ЗАПРЕЩЕНО. Тем не менее, следует отметить, что простота изготовления данного типа охлаждающей жидкости приводит в современных условиях к тому, что появляется возможность выброса на рынок большого числа продуктов с разными рецептурами, причём зачастую не совместимыми между собой. Дело в том, что антифриз не просто жидкость для переноса тепла от рубашки охлаждения к радиатору. Современная антикоррозионная защита подразумевает собой электрохимические процессы с 'катодами' и 'анодами' в роли которых выступают внутренняя поверхность системы охлаждения и непосредственно жидкость, причём в разных продуктах используется разный механизм взаимодействия, поэтому и существуют запреты на смешивания разных антифризов. Да и заранее скажу, что единой системы цветовой маркировки этих продуктов в мире нет, а число используемых цветов в антифризах невелико и у каждого производителя свой набор соответствия цвета и 'химии', причём даже при выпуске официального клона расцветка не наследуется. Мало того - в ситуации , когда надо 'долить' по причине выкипания добавлять стоит даже не антифриз, а дистиллированную воду, поскольку именно она и 'уходит'. Ну а в случае 'пролива', вызванного разрывом патрубков или повреждением радиатора стоит уже добавлять антифриз, который используется. Ситуацию с 'доливом' описывают в справочниках начиная с 1950-х годов, когда по-факту кроме антифриза по ГОСТ 159-52 и некоторых суррогатных химсоставов со спиртом (причём с открытой рецептурой) ничего и не могло быть, но почему-то этот вопрос постоянно всплывает на автофорумах. Но вернёмся к основной теме данной статьи. Ситуация изменяется с начала 1970-х годов, а именно с 'пришествием' ВАЗа. В справочниках начинают публиковаться данные по антифризам нового поколения - Тосолам. Причём они не привязываются непосредственно к той или иной марке машин, а выступают наравне с продукцией по ГОСТу 159-52. В то же время отличаются тем, что в данных о составе, стоят пропуски. Мало того - вводится понятие 'пакет присадок', причём отдельно 'противовспенивающей' и отдельно 'антикоррозионный', чего не было раньше. Но эти странности не ограничиваются. По итогам раскопок в подшивке 'Автомобильной промышленности' данных об испытаниях 'промежуточных вариантов тосолов' нет, но есть, скажем данные по экспериментальным пробегам по Туркмении с использованием антифриза 'М40' (1972, № 12, с.5) и к тому же в справочниках 'антифриз' и 'тосол' существуют параллельно, вплоть до 80-х годов, причём даже в руководствах по эксплуатации 'Москвичей'. В итоге автору данной статьи удалось, не без некоторой помощи, выкупить исходный текст 'ТУ 6-02-619-70', на который часто ссылались в справочниках по автомобильным материалам. Данное ТУ не публиковали, ограничиваясь только выборочными сведениями в различной литературе. Непосредственно в тексте обращает на себя внимание следующий момент: декларировалось право на дополнительное проведение проверки автозаводом на соответствие 'нормали ВАЗ-ФИАТ 55523/1'. Отдельно отмечу, что в данном случае под 'нормалями' подразумевались иностранные стандарты материалов 'имплантированные' в нашу систему ГОСТов в связи с началом производства автомобиля 'Жигули'. Фактически же, речь может идти о том, что под видом ТУ может выступать OEM антифриз Fiat или пакеты присадок от иностранных производителей (суперконцентраты). Этим можно объяснить все вышесказанные 'странности' с сокрытием данных, причём речь идёт не только об общедоступных справочниках, но и о специализированных монографиях (Бурков В.В. Эксплуатация автомобильных радиаторов, М.'Транспорт', 1975). В итоге можно говорить о том, что т.н. 'Тосол' не является 'аутентичным' продуктом для советских машин, за исключением ВАЗ и его 'привязка' с 80-х годов и до настоящего времени носит конъюнктурный характер, усугубившийся нежеланием проводить самостоятельные исследования работы охлаждающих жидкостей в своей продукции и выработки как требований, так и системы сертификации соответствия им. Относительно продукции ВАЗ, отмечу, что по причине отсутствия доступа к тексту вышеописанной 'нормали', сделать формулировку требований не представляется возможным на нынешнем этапе исследований. Возможно, она изменялась, как исходные требования FIAT, возможно осталась неизменной.Это выходит за рамки данного исследования. Но вопрос остаётся открытым. В принципе, можно до окончательной 'отрисовки' требований ВАЗ использовать имеющуюся базу по АЗЛК (ссылка внизу статьи), тем более что в будущем оба массива данных в ней будут взаимно пересекаться и действительно несовместимых с двигателями 'Жигулей' продуктов там НЕТ, Возвращаясь к основной теме, можно говорить о том, что имело место принудительное насаждение 'Тосола', как единственно верной охлаждающей жидскости для автомобилей производства СССР в ущерб отечественным разработкам, которые существовали в то время. Например, в вышеописанной монографии Буркова В.В. приводятся данные по 'Полиэтиленлоксановой жидкости № 1'. Определённую роль сыграло в этом и массовое производство 'Жигулей' и 'Камазов'. Возможно, изначально преследовались благие цели вроде 'подхлёстывания' развития отечественных технологии, тем более что в это время наблюдался в некоторой степени застой. Так, например в 'Москвичах' не было даже расширительных бачков для антифриза, поскольку система была незамкнутой и излишек мог спокойно слиться на дорогу при увеличении давления через клапан крышки радиатора. Причём, судя по статьям в 'Автомобильной промышленности', касающихся экспериментальных разработок радиаторов в 'Москвичи' ('Новые радиаторы для автомобиля Москвич' . Автомобильная промышленность,1967 № 7, с.16 ) направления работы велись только в области дизайна радиатора, но не теплоносителя. Подобному анализу такого рода подвергались также и иностранные модели автомобилей, в частности 'Форд Таунус 12М' ('Исследование радиаторов для легковых автомобилей', 'Автомобильная промышленность' 1967 г. № 5, с. 20). В дальнейшем ситуацию усугубил и ГОСТ 28084-89, по факту калька с ASTM D 3306 и BS 6580, который привёл к тому, что рынок оказался завален откровенно опасными для систем охлаждения продуктами. Здесь следует указать, что на Западе и у нас несколько разное понимание того, что принято называть 'стандартом'. Если там описан антифриз 'в общем и целом', а автопроизводитель из этого выбирает безопасный для своей продукции диапазон значений параметров и набор компонентов, то у нас, если возвращаться к ГОСТу 1952 года, требования автопроизводителей и есть ГОСТ. В итоге имеет смысл вернуться к изначально сформулированным требованиям к антифризам советских автомобилей, тем более что в том же АЗЛК набор сплавов деталей системы охлаждения не изменялся с 1950-х годов. Это - АЛ7, АЛ9, СЧ 24-44. Финальная формулировка звучит одинаково, что для АЗЛК, что для ЗИЛ, что для МАЗ : 'Низкощелочная жидкость с Ph 7,5-8,5 [содержащая фосфаты]'. По поводу [содержащая фосфаты] отдельно отмечу, что это требование факультативно, поскольку даже близкие по схеме использования японские антифризы имеют силикатно-фосфатные позиции (Nutec). Другое дело, что сейчас существует понятие, как 'конвейерная' заливка на весь срок гарантии, которая может составлять до 250 000 км. пробега и там может использоваться антифриз с большим сроком службы, а дальше производитель ответственности не несёт, вплоть до того, что надо специальные 'заглушки' извлекать из стенки блока цилиндров двигателя, иначе сливается только небольшой процент. Ну и есть 'aftermarket' из жидкостей попроще с меньшим сроком использования. Но здесь всё зависит от конкретного производителя или модели. В чугунных блоках 'Москвичей' , например, 425-й серии (402-407-403) 'заглушки' в блоке тоже есть, но они служат для предотвращения разрыва при замерзании воды, а краники для слива находятся и внизу рубашки охлаждения и внизу радиатора. И относительно срока действия антифриза, поскольку официально такую информацию предоставляет автопроизводитель, совместно с рекомендациями, а в даннном случае о этим не занимался, необходимо обращаться непосредственно к описанию продукта на упаковке или на сайте производителя. А если задаться вопросом о том, какие компоненты в антифризе приемлемы для использования в продукции МЗМА-АЗЛК, то исходя из современной ситуации допустимо и даже желательно использование как HOAT (Hybrid Organic Acid Technology) - гибридной смеси неорганики и органики, так и 'чистой' органики (OAT), органики с фосфатами (P-OAT) или с силикатами (S-OAT). Речь идёт о вариантах нормы, поскольку развитие технологий продолжается и новые технологии способны выполнять необходимые задачи по теплоотводу и защите от коррозии и дольше по времени и эффективнее. Мало того, ни 'европейская' схема с антифризами долговременного использования, ни рассматриваемая в данной статье ранее 'азиатская' с продуктами, которые имеют период использования до 40 000 км. пробега (Esper, TCL) не являются монолитными. Так, есть целый набор европейских антифризов (Paraflu, Prisma), на небольшие пробеги и в тоже время есть азиатские вроде 'TCL LLC', 'Mitasu', которые расчитаны на 3-5 лет. Совместимы с требованиями на советские автомобили и OEM-продукты вроде Honda Type-2, Toyota (LLC и SLLC), Subaru, а также поставляемые на конвейеры 'CoolStream A-110' и 'CoolStream NRC'. Полная версия базы доступна по ссылке. Тем не менее, по причине длительного использования воды и некачественных антифризов в системе охлаждения, особенно на дне 'рубашки' вокруг цилиндров может скопиться большое число накипи, а стенки могут быть покрыты ржавчиной. В итоге перед использованием качественного антифриза в автомобиле необходимо проводить серьёзную промывку и удаление окислов и прочих отложений. Также имеет смысл добавить и расширительный бачок , если он не предусмотрен конструкцией. Ну и в качестве заключения хочу отметить, что технология применяемого антифриза не зависит от возраста машины и ограничена только конструктивными требованиями автопроизводителя, и пожелать читателям думать головой и читать документацию, а не довольствоваться пересказами чьих-то домыслов и фантазий.Barmaley Продолжение статьи Изменено 5 февраля 2018 пользователем ModeratorSigma 19 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 4 июля 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 4 июля 2022 знаток Показать содержимое Я истфак окончил и хотел заниматься историей раннезристианских ересей. А там только по свалкам и генизам ковыряться. Ахмим, Асьют, Хенобоскион, Наг-Хаммади.... Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 21 сентября 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 21 сентября 2022 (изменено) Итак, к вопросу о том, почему у нас вместо перехода на всесезонную схему, как в остальном мире (как пример Paraflu) продолжали до 1980-х годов оставаться на уровне 1950-х. Типичная книга первой половины 1970-х. Даже исходники программы для ЭВМ прилагаются... А по поводу антифризов - убогий абстракционизм... Р.М. Петриченко. Системы охлаждения быстроходных двигателей внутреннего сгорания. 1975 Фактически автор занимался построениями абстракций. В то же время РЕШЕНИЯ закупались за рубежом..... А мораль в том, что без связи науки с практикой можно получить хорошо оплачиваемую теоретическую схоластику. До 1960 года даже без нефтедолларов страна имела колоссальный технологический рост, поскольку разделения между промышленностью (практикой) и научной деятельностью не было. Это хорошо видно по тому же журналу 'Автомобильная промышленность', который до 1960-х был не научно-теоретическим с некоторыми вкраплениями статей, основанных на практике, а фактически коллективным БЛОГОМ, куда писали статьи и инженеры о конструктивных изменениях и доработках и разработчики узлов и физики с разбором процессов. Изменено 21 сентября 2022 пользователем Barmaley 2 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 21 сентября 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 21 сентября 2022 В продолжение предыдущего поста. Адекватная книга 1966 года, основанная на массе практических работ, но фактически констатирующая застой в области разработки антифризов. Сезонная схема, борьба с накипью и даже подогрев антифриза вне контура системы с последующей заливкой. Всё, что актуально было в 1950-е годы продолжилось и в 1960--е... А.К.Гаврилов. Системы жидкостного охлаждения автотракторных двигателей. Москва. 1966 год. В принципе, третий ГОСТ (на начало 1960-х) должен быть ещё на сезонной схеме, но по мере развития химии и разведки месторождения нефти и прочего сырья переход на круглогодичную схему состоялся бы к концу 1960-х с новым поколением двигателей, а взамен получили... Первый ГОСТ 159-41 Второй ГОСТ 159-52 Третий ГОСТ 28084-89.... Фактически ШИРПОТРЕБИЗАЦИЯ автопрома на хрущёвской волне 'наклепаем всего и много' привела к тому, что произошла консервация имеющихся решений, а затем демонстративное деление на расходники 'на Жигули' (как 'отечественную иномарку') и прочее, а затем уже 'на отечественные' (куда и так сойдёт) и на иномарки. Естественно с демонстрацией 'статусного потребления'. 2 Ссылка на сообщение
torcon 81 208 Опубликовано: 21 сентября 2022 Поделиться Опубликовано: 21 сентября 2022 Barmaley ты не мог это выложить без политики? Объяснить обычными словами. Боюсь после прочтения будет политическое собрание а не обсуждения тосола Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 21 сентября 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 21 сентября 2022 21.09.2022 в 08:41, torcon сказал: ты не мог это выложить без политики? Объяснить обычными словами. Раскрыть Я и объяснил обычными словами, почему мы получили застой и деградацию. 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 10 ноября 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 10 ноября 2022 Раздел по охлаждению двигателей из пособия для подготовки шофёров 1963 года. Авторы - Карягин и Соловьёв, создавшие ЛУЧШИЕ на то время отечественные учебники пользовательского уровня. Купил сегодня в Минске за 6 белфантиков = 150 рублей РФ. А.В.Карягин, Г.М.Соловьёв Пособие для подготовки шофёров. Минск, 1963 г. Показать содержимое Итак, на 1962-1963 годы: 1) Хоть спиртовые антифризы стали запрещать к использованию с конца 1940-х годов, когда стали обновлять модельный ряд автомобилей, откровенные химкострукторы существовали наряду с этиленгликолевой жиже. а) на с.42 упоминается смесь с 'разнообразными жидкостями' б) на с.45 упоминаются ЖИДКОСТИ в системе охлаждения с низкой температурой застывания в) на с.51 упоминается, что 'наиболее распространён' этиленгликолевый антифриз с температурой застывания -40 2) на с.51 написано, что при протекании доливается антифриз , а при выкипании - вода. В 1963 году об этом писали в учебниках. А сейчас зубрят ПДД и немного учатся..рулить. 4 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 17 декабря 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 17 декабря 2022 В общем, заполучил ещё кое какие редкие книги. На днях начну сканить и выкладывать. Будьте морально готовы к тому, что до хрена вещей по истории 1930х..1950х придется пересмотреть. 3 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 19 декабря 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 19 декабря 2022 (изменено) В общем, выполняю своё предыдущее обещание. Итак, книги В.Г.Карпенко по зимней эксплуатации танков и автомобилей являются адаптацией к наземного транспорту и дальнейшим развитием руководств по зимнему обслуживанию авиатехники 1930-х годов. Вот исходная литература: А.Смолин и Н.Гантман Зимняя эксплоатация самолётов и моторов. Москва, 1935 год. Специально отсканил в цвете и интересные места не выделил. Это сделали до меня ещё в середине 1930-х. 1) Авторы разделяют 'низкозамерзающие смеси' (химконструкторы) и антифризы (на основе этиленгликоля) 2) Рассматривается иностранный опыт с антифризами 'Prestone', 'Glysantin'. Также упомянуты 'Диксоль' (Dixol?, Diksol?), ДАВ (DAV? DAW?) 3)Детально РАЗОБРАНО испарение воды из антифриза при работе двигателя (владельцем книги подчёркнуто) 4) Детально РАЗОБРАНА безопасность застывания антифриза в системе (владельцем книги подчёркнуто) П.3 и 4 хронически всплывает на форуме вместе с соплями и истериками. В принципе, ситуация с антифризами и химконструкторами в 1940-х..1950-х годах уже разбиралась в 1930-е годы в авиации. Как и базовый набор материалов и разбор сопутствующих ситуаций в плане применения. Ну и касательно 'разрыва шаблонов'. Если обратите внимание на фамилии авторов, то заметна тенденция поздней Российской Империи, когда в 'реальном секторе' были среди 'инженерного состава' выходцы из Западной Европы (и их обрусевшие дети/внуки) вместе с 'поднявшимися' представителями 'низших сословий' (даже фактически создавший АЗЛК Андронов был по папе..бельгиец). А отечественная 'интеллигенция' разной степени 'статусности' заодно с выходцами из 'высших сословий' зачастую испражнялась 'классической словесностью' и прочей малоприменимой к реальности ботвой вместо чего-то более нужного обществу, да и стране в целом, считая это 'образованностью'. Перелом наступил лишь после Революции, а кардинально положение дел изменилось лишь к 1950-м годам, когда инженерно-технических специалистов стали готовить массово, на 'откатанных' за время войны учебных программах. Так что никакой 'катастрофы' из-за бегства 'рукопожатой' публики и их прихлебателей не наблюдалось. 'Филязофския пароходы' банально вывезли откровенный шлак. А адекватная публика вполне себе нормально работала при 'диктатуре пролетариата', успешно самореализовываясь. Изменено 19 декабря 2022 пользователем Barmaley 2 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 19 декабря 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 19 декабря 2022 (изменено) И второе издание данной книги, заметно переработанное в плане работы с материалами и оборудованием. Кстати, ни в 1м, ни во 2-м изданиях не пишут про то что 'спирт-яд' и т.д. Несколько другая была 'публика'. Не требовался спирт для 'расслабона'. А.Смолин и Н.Гантман Зимняя эксплоатация самолётов и моторов. Москва, 1937 год. (2-е издание). 1) Водно-спиртовые смеси и их применение (в том числе проблемы с испарением спирта даже при простое разобраны). 2) Рассматривается разного рода иннновационный опыт, который следовало бы шире распространить (химкоструктор от летчика Чухновского, применённый на самолете Дорнье "Валь" . В дальнейшем (1950-е годы в отечественном автомобилестроении) такая технология распространения инноваций и изобретений весьма поспособствует развитию промышленности и станет государственной политикой. 3) Рассматриваются преимущества этиленгликолевых жиж в качестве безопасных при замерзании а также испарения из них только воды (до сих пор не доходит) 4) Физико-химия этиленгликолевых жижи и методы их проверки в лабораториях. 5. Упоминаются 2 завода 'Химгаз' (ныне НПО Леннефтехим ) и 'Лит.Б' (Опытный завод синтетического каучука "Литер Б", а до этого спиртоочистительный) которые в 1937 году выпускают антифризы (Ленинград - столица антифризов). 6) Расписывается алгоритм добавления воды в антифриз вместо выкипевшей. 7) Упоминаются иностранные антифризы Glysantin, 'Диксоль' (Dixol?, Diksol?), ДАВ (DAV? DAW?) Итак, издание 1937 года от прежних авторов имеет развитие от 'продвинуто-пользовательского' к 'инженерному' в плане рассматриваемых вопросов и подачи материала. Ещё не уровень Карпенко, но направление задано. Ну и 'разрыв шаблонов': Никаких 'репрессий', угробивший по 'ссылкам и лагерям' некий 'цвет нации' не было. Развитие технологий и, собственно, повышение уровня литературы, как инженерной, так и образовательной вполне себе продолжалось и имевшая место откровенная 'зачистка' части верхушки от балаболов-троцкистов, объявивших себя 'ленинской (?) гвардией', откровенно 'пристроившихся' любителей 'набить карманы' за государственный счёт и прочих желающих возвращения 'старых порядков' с помощью иностранного вмешательства явно пошла стране и обществу на пользу. Изменено 19 декабря 2022 пользователем Barmaley 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 19 декабря 2022 Автор Поделиться Опубликовано: 19 декабря 2022 И вдогонку: Перенос антифризов как технологии из авиатехники в автомобилестроение в нашей истории НИЧЕМ принципиально не отличался от происходившего в США , например в 1920-е..1940-е годы. Другое дело, что у нас во многом было 'догоняющее развитие' со всеми издержками. Итак, постеры 1928. Антифриз применяют в двигателях дирижабля 'Los Angeles' и этот факт используют для рекламы применения данной 'охлаждайки' в автомобилях. 1944 Один и тот же антифриз от Prestone применяется в авиации, танковых двигателях и автомобилях. 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 4 февраля 2023 Автор Поделиться Опубликовано: 4 февраля 2023 К вопросу об истории развития антифризов в СССР в 1980-е годы. В книге 'Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей' 1985 года нашёл вот что Итого: 1. На 1985 существовал вариант антифриза 'Енисей' (упомянут пока что только в этой книге - буду искать и выкупать техдоки) 2. ГОСТ 1989 года мог быть совсем иным по набору материалов или мог появиться ГОСТ отдельно для охлаждающих жидкостей для комтранса/ тяжёлых дизелей. Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 6 февраля 2023 Автор Поделиться Опубликовано: 6 февраля 2023 (изменено) Ещё из литературы по применению иностранных антифризов в 1-й половине 1940-х в СССР. Инструкция по применению импортных авиационных бензинов, масел, этиловой жидкости и антифриза Москва : Воениздат, 1942. - 6 с.; 16 см. Итого: Американский антифриз 'Prestone' поставлялся в виде концентрата уже в 1942 году. Причём для горячих моторов (Allison с-15) https://airandspace.si.edu/collection-objects/allison-v-1710-33-v-1710-c15-v-12-engine/nasm_A19420027000 использовалась более насыщенная смесь. Остальное, в общем-то банально: выкипает в антифризе вода (до сих пор всплывают с вопросами), ну и антифриз - это не спиртосмесь, которую можно 'для расслабона'. Изменено 6 февраля 2023 пользователем Barmaley 1 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 8 февраля 2023 Автор Поделиться Опубликовано: 8 февраля 2023 (изменено) Выкупил (сейчас на отстойнике, в ожидании переправки ибо 1 кг. груза в РБ из РФ = 1000 рублей РФ почтой) Д.М.Левин, П.Ф.Оглоблин. Зимняя эксплуотация автомобилей., М., 1951 год. Думаю, весьма интересное руководство. Скан будет выложен на форуме. Судя по всему, книга 'продвинутого' уровня для шофёров в отличии от инженерно-описательных пособий от Владимира Георгиевич Карпенко, которые систематизируют опыт на более высоком уровне. Изменено 8 февраля 2023 пользователем Barmaley 2 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 8 февраля 2023 Автор Поделиться Опубликовано: 8 февраля 2023 В общем, мишустинская 'цифровизация' принесла плоды и в данной теме. Воспользовался услугой РГБ https://www.rsl.ru/ru/4readers/services/usluga-skanirovaniya-i-kopirovaniya-knig-iz-fondov-rgb?utm_source=link&utm_medium=email&utm_campaign=unisender01-1 И выкупил книгу (спасибо адекватному челу, который помог, ибо..напишу ниже) книжку 1947 года. Это ВТОРАЯ и ПОСЛЕДНЯЯ книжка по антифризам в отечественной истории. Чего-то подобного не было ни в 1950-е (хотя там была разновидность 1940-х, только с 'единым' 159-52), ни в 1960-е, ни в 1970-е, ни в 1980-е, ни в 1990-е, ни в 'сытые нулевые', ни в 'сложные' 2010-е... На эту книгу до хрущёвских 'реформ' по ширпотребизации автопрома и прочей интеграции в 'цивилизованный мир' ссылались во всех адекватных руководствах, но саму найти не удавалось в 'бумажном' виде в продаже последние лет 5, хотя в общем-то это явно БАЗОВАЯ книга для понимания, что такое 'охлаждайка' в автомобиле и как она работает. Книга будет выложена на форуме. С.Н.Солодов Антифризы, М., 1947 г. Образцы сканов выслали. Заказ пока в работе. Касательно оплаты. Помог адекватный чел, оплатив с карты. Вроде как возможно оплатить из РБ через наш 'кубикрубик' Нацбиблиотеку. Из переписки: Цитата //Если у меня НЕТ карты российского банка (я в РБ живу), то можно как-то выставить счёт об оплате, чтобы через Contact / Золотая корона/ Альфабанк можно //было оплатить. Если у Вас есть знакомые из России, Вы можете переслать им ссылку. Оплатить может любой человек. Или Вы можете обратиться в библиотеку Вашего города, сообщить им, что хотели бы получиться материалы из РГБ (Заявка 722961). Оплатите им валютой Беларуси, а они уже оплатят нам. Мы сотрудничаем с Национальной Библиотекой Беларуси г. Минск пр-т Независимости д.116 Раскрыть 2 Ссылка на сообщение
Barmaley 3 608 Опубликовано: 9 февраля 2023 Автор Поделиться Опубликовано: 9 февраля 2023 В общем, заполучил. Да. ЭТО ЛУЧШАЯ КНИГА ПО АНТИФРИЗАМ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ. Отсканили, конечно в цвете, даже там где ч/б страницы, так что объём файла 115 мб. Буду перерабатывать, чтобы уменьшить размер, а кому не терпится - email в личку. Скину. Такие вещи должны быть в открытом доступе. Nuff said, короче говоря. Начиная от компонентов амерских и английских антифризов, оканчивая разновидностями гидрометров. Наш ГОСТ 159-41 тоже разобран. Заодно задайтесь вопросом, почему ничего подобного больше не издавали. Книга не ДСПшная и не 'номерная'. 3 Ссылка на сообщение
Рекомендованные сообщения
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунтВойти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас