Перейти к публикации

Дополнение к методике капельных проб. Отстаивание моторного масла.


Рекомендованные сообщения

Сразу:  здесь – много букв. Если кому это трудно, не надо себя мучить, а мне потом выговаривать, просто – до свидания.


Предлагаю для обсуждения, разработки и самостоятельных испытаний простой метод  определения уровня загрязнения моторного масла взвешенными частицами. Предлагается оценивать выпавший отстой в моторном масле за определённое время, и через оценку его количества и времени появления подходить к оценке загрязнения самого масла.  Метод, так сказать, на коленке, предлагается как самостоятельный метод, но в основном как дополнительный, уточняющий методику капельных проб. Капельные пробы, конечно, сами по себе являются методом оценки, но пока ещё довольно «сырым». Развитие ему не помешает.
Метод оценки отстоя полностью не сформирован, поэтому предлагается проводить именно самостоятельные эксперименты и полученные данные выносить на обсуждение.
Основную канву метода, как её вижу, я сейчас дам. 

 

Почему тема размещена мною в разделе капельных проб?

  Показать содержимое

Относительность методики капельных проб.

  Показать содержимое

Простота метода отстаивания.

  Показать содержимое

Что даст метод отстоя?

  Показать содержимое

Думаю, здесь тему уже нужно уточнить и отделить выпадение присадок от выпадения загрязнений.

Выпадение присадок.

  Показать содержимое

Отстой загрязнений.  Чем опасен отстой?

  Показать содержимое

Методическая недостаточность

  Показать содержимое

Задачи в разработке метода.

  Показать содержимое

Оценка результатов:

  Показать содержимое

 

Предлагаемая техника исследования моторного масла на появление осадка.

  Показать содержимое

Предлагаемая техника исследования на совмещение вида капельной пробы с количеством выпадающего осадка.

  Показать содержимое

 

Изменено пользователем Сергей Николаевич
Ссылка на сообщение
Другие ответы в этой теме

Эксперимент N 1.

Здесь будет предложен ряд капельных проб в процессе отставания пробы моторного масла, сделанных в течение достаточно продолжительного времени. Через раз  делался осмотр на отстой. Как раз выработана техника "исследования на совмещение вида капельной пробы с количеством выпадающего осадка". Всё капельные пробы для фотографирования выдержаны очень большое время,  чтобы ушла вся свойственная свежим пробам «сырость»,  затемненность и неоднородность оттенков проб с разным временем выдержки. Фото сделаны сейчас - январь 21го, сами пробы - февраль-апрель 20го. Также сразу хочу предупредить любые остальные вопросы по внешнему виду пробы, по признакам, по составу записей на моих пробах - обяснять сейчас ничего не буду, сейчас это не важно. У меня своя программа наблюдений и некоторые догмы "Феншуя" я уже давно не использую, как недостоверные или недостаточные. Предмет исследования - ядро, оно в течении времени не меняется, за ним и наблюдаем. Бумага используется проверенная, пригодная - «Комус документ», 80 г/м2. 
Автомобиль ВАЗ 2114, двигатель 11183, 1,6л, пробег почти 97 т.км, моторное масло ZIC X9, 5W40, пробег масла приближался к 5 т.км. У эксперимента есть нулевая проба, она взята ещё из двигателя через трубку в шприц:
471337996_IMG20210108194455.thumb.jpg.680af6a79777772a017636f2bf661bd5.jpg
Проба удивила и испугала, 
тогда, на 24 часах выдержки, она была более темная и контрастная. Такого большого ядра я на этом движке никогда не видел, да вообще не видел, тем более на 5 т.км. Уже позже связал это с плохим бензином с не очень брэндовой заправки, 60 л. которого сжёг до начала этого эксперимента. Согласно норм "официального" Феншуя масло более чем живо и работоспособно. Рисковать не стал, очень быстро масло поменял, хотя обычно меняю на 7ми-10ти т.км, смотрю по капельным пробам.
Проба масла для производства ряда капельных проб взята уже со  слитого масла, то есть это уже другой шприц и это не продолжение "нулевой" пробы. Тут как раз обнаружилась  особенность по шприцам. Все шприцы новые, 2 мл, но между партиями даже одинаковых шприцев есть отличия - внутренний диаметр носика шприцев, и, как следствие, размер и объем получаемой  капли масла могут заметно различаться, что будет дальше заметно по размерам пятен самих кап.проб. Температура масла, согласно методики в шапке темы - комнатная.
Первая проба ряда.  0 дней выдержки, шприц заложен на отстаивание, отстоя нет:
1628014514_IMG20210108211322.thumb.jpg.c033b64065e5f106e718ba4fb70e5076.jpg
вторая, + 5 дней, есть первый отстой:
1434781720_IMG20210109024040.thumb.jpg.b442c128937f898ca5f823d2efccf381.jpg
(фото отстоя - сразу после ряда кап.проб)
третья проба ряда, + 9 дней:
1916726314_IMG20210108212028.thumb.jpg.38817865869149c615e4ac9482fda651.jpg
четвертая, + 13 дней:
447353065_IMG20210108212226.thumb.jpg.68eaca34d804521af1b7c1dd163e627b.jpg
пятая, + 18 дней:
917739757_IMG20210108212341.thumb.jpg.ea6a32e5dbf34fb31917dd13ca0f54ba.jpg
Здесь сразу после производства этой кап.пробы масло из шприца было откачано в другой новый шприц, очень аккуратно, без повреждения залежи осадка. Соответственно, получилось 2 шприца: пустой со старым осадком и новый, заполненый маслом пробы, но без осадка. Отстой продолжается в новом шприце.
шестая проба ряда, от начала отстоя + 29 дней, от перекачки + 12 дней:
963554983_IMG20210108212548.thumb.jpg.c406033093626a4d499c773b4951f2f6.jpg
седьмая, от начала отстоя + 43 дня, от перекачки + 26 дней:
699503867_IMG20210108212641.thumb.jpg.e8f8694d365c64b2374901e0b2eb8bcb.jpg
восьмая, от начала отстоя + 55 дней, от перекачки + 38 дней:
1620133246_IMG20210108212813.thumb.jpg.4778525b44a4581bbffdfc1023eec2b1.jpg
Конец ряда.
Сводное фото всего ряда:
94491040_IMG20210109025722.thumb.jpg.39a29c8e6118d4022c37da8ca087afa2.jpg

Фото шприцев с отстоем, несколько ракурсов за один осмотр.
Отстой, соответствующий 2й пробе ряда:
2085004814_CM_20210109_1132339061.thumb.jpg.b9a34f8bc5456693f375d330a35fa21f.jpg
определяется отстой в основном 2й категории.
Отстой, соответствующий 4й пробе ряда:
806285519_CM_20210109_1259368151.thumb.jpg.5588dd33a5e2b4b97627631df6f5aaee.jpg
Комбинированный отстой 2й и 3й категории.
Отстой, соответствующий 5й пробе ряда:
2093111300_CM_20210110_005510348.thumb.jpg.2d2c901144b83b2270ea0a0bd7606bfe.jpg
Комбинированный, 2й категории уже мало, преобладает 3я категория отстоя.
Отстой, соответствующий 8й пробе ряда:
1363460035_CM_20210110_015331880.thumb.jpg.85b30277f5789e318705f85aa76ffbcf.jpg
Понятно, здесь все предыдущие выпадения удалены, и здесь осадки с 18го по 55й день выдержки. Выпала уже какая-то пыль комбинированного характера.
(Об особенностях моего фото оборудования. Сейчас у меня совсем недорогой не брендовый телефон, по железу - всё хорошо, кроме цветопередачи камеры. Там, где цвет важен, она косячит. Так в кап.пробах цвет пятен она выдала с заметным фисташковым оттенком. Реально, его нет, и мне пришлось сделать небольшую цветокоррекцию обратно в коричневый оттенок. Представленные корректированные фото похожи на правду. Сводное фото не корректировал, оно заметно высветленно.)
Что я сразу вижу по эксперименту N 1:
представленный вид и темп "засечек", конечно, показывает наличие явления отстоя, но слабо отражает саму динамику выпадения осадков, нужно чаще производить перекачку пробы в чистый шприц. На 2х-месячном периоде  должно быть не менее 4х перекачек. А сама идея с перекачкой - просто замечательная! Способна показать количество осадков по периодам.
Дальше! Как нельзя чётче здесь встаёт указанный в "Задачах разработки метода" вопрос: как улучшить представление результатов осмотра на отстой, как их лучше визуализировать и ещё бы лучше оцифровать! - вопрос.
И непосредственный итог первого эксперимента: ещё живое рабочее масло, но с очень выраженным ядром выдало отстой 2й категории ещё до 5ти дней простоя, а отстой 3й категории - ещё до 13ти дней... !
... Ась? Что? ... Какие?.. Дисперп... дисперд...    дис-перг-ируюю-щие свойства?

Изменено пользователем Сергей Николаевич
Ссылка на сообщение

В результатах экспериментов, как «N 1», так и последующих, пока не опубликованных, выявлена интересная особенность. Ранее уже упоминал, что в малых ёмкостях (в шприце) отстаивание происходит заметно быстрее, чем в больших. Возможно в 2, в 3 раза. Точного расчета разницы скорости процесса у меня ещё нет. Но особенность выявлена и подлежит изучению.
Конечно, одним из действующих факторов является температура, это понятно с ходу. Другие факторы тоже должны быть. Какие? - Не уверен в полной мере, чтобы вываливать соображения на суд общественности, не хватает образования.
На фото "нулевая" кап.проба и проба, взятая из канистры слитой уже отработки этого масла после 25 дней хранения:
1305376718_IMG20210115095650.thumb.jpg.98b2a370841f7b50529bd50814e47032.jpg
Разница пробега между ними минимальная. Шприцы, к стати, попались одной партии, так что размер пятен очень близок друг к другу. После забора второй пробы 5-литровая бутыль с отработкой была осмотрена на отстой. Отстой на дне уже был - черно-коричневый слой. Фото в памяти тлф не нашёл, наверное, не делал, не счёл нужным, так как сравнивать отстой в бутыле не с чем.
Здесь мы видим, что срок выдержки и образовавшийся отстой повлиял на вид пробы - ядро стало заметно менее интенсивным.
То есть, значимый вывод по этому фото: отстой в течении 25 дней в ёмкости хранения произошёл и это определяется по фото кап.пробы.

Фото кап.пробы из ряда в "эксперименте N 1" на сроке выдержки после слива из двигателя в 29 дней и проба, взятая из бутылки слитой уже отработки этого масла после 25 дней хранения:
17434561_IMG202101150951391.thumb.jpg.9b199c9fd309ca90426dbe60255494ab.jpg
Видим, сроки выдержки близкие, а интенсивность ядер явно разная. Проба из "ряда" заметно чище, выпавшего отстоя на единицу объёма больше, и очень значительно. Проба из "ряда" хранилась при комнатной температуре, бутыль с отработкой в неотапливаемом помещении, при температурах - 10 + 5 градусов. 
Значимый вывод по фото: в малом объёме (1 мл) отстой масла произошёл много быстрее, чем в большом (3 л). Чистоту эксперимента смазывает разность температур.

Ещё пример проб с разным временем отстоя и с разными условиями. Обе пробы- масло Мобил Ультра, 10w40, пробег масла 5 т.км, авто Поло седан, дв. CFNA, 1,6л, пробег 75 т.км. 
Левая проба - отстой в шприце при комнатной температуре 3 месяца, правая проба - отстой отработки в большом объёме в помещении без отопления 4 месяца:
271045226_IMG20210117004155.thumb.jpg.9fecbd13f78cb1622ea35b73f244b2d8.jpg
Видим: эксперимент опять не совсем чистый по температуре, но результат, всё равно, вполне определенный. Масло в малом объеме отстоялось значительно больше, чем в большом.
Собственно, тут возникает задача провести чистый по температуре эксперимент.

У этой разницы скоростей, возможно, есть положительный момент: более быстрый и выраженный отстой в малых ёмкостях должен ускорить получение результата в рамках этой методики, при этом с замедленной скоростью отстоя в самом двигателе мы могли бы  получить некоторый запас по времени до наступления нежелательных явлений. Но это только - возможно. В масляной системе имеются разные ёмкости, найдутся части с малым объёмом масла, и там скорость отстоя должна приближаться к методической. Например, каналы подачи масла, головка блока – сплошь небольшие объёмы, гидрокомпенсаторы – очень соизмеримо.
Опа! А не таков ли механизм засорения и износа гидрокомпенсаторов? Но на изучение «на коленках» этого момента возможностей у меня точно нет, нужно постараться хотя бы удержаться на начальном исследовании.

Изменено пользователем Сергей Николаевич
Ссылка на сообщение

Ещё короткий эксперимент, назовем "эксперимент N 2".
Авто ВАЗ 2114, дв. 11183, 1,6 л. пробег 103320 км, масло Rolf GT, 5w40, слив на пробеге 6366 км. Капельная проба на следуюший день после слива, температура комнатная (нулевая проба):
662655916_IMG20201019074942.thumb.jpg.8d33cbc491190c1edb3fcde7c01ce4f0.jpg
Масло по пробе вполне рабочее, пару тысяч ещё бы прошло запросто. 
Отстой 15 дней в шприце, температура комнатная. Капельная проба:
38933100_IMG202010271508462.thumb.jpg.356287fe338d5a5aa031e3b0da98dc54.jpg
Фото отстоя в шприце:
1418191298_CM_20210120_201528603.thumb.jpg.90c6b43f5a91f76c9c50a82d36fab259.jpg
Чистая 2я категория отстоя.
Сразу уточню, как лучше фотографировать отстой 2й категории. Так как он текучий, то его фотографировать нужно сразу после оттяжки поршня и определения категории. Если подождать какое-то время, он может частично или полностью стечь со стенки. При определении 3й категории или в комбинированном варианте 2-3я, как раз нужно немного подождать, до 5 минут, не стекает - 3я категория, стекает частично - комбинированный.
Дальше в плане прикола отстой в  шприце был поднят обратно в объём масла, трясти пришлось долго и энергично, минут 10. Без шарика, как в баллончиках с краской,  осадок только одним движением масла подниматься не спешит.
Отстой 15 дней, осадок поднят:
1548559228_IMG202010271508463.thumb.jpg.2d4340c6e538084ed198a6000ab9bb3a.jpg
Практически, вернулись к первоначальному варианту. Совместное фото, 15 дней отстоя, осадок лежит и осадок поднят:
427037835_IMG20201027150846.thumb.jpg.07f3bbc3620b0dad7c08e5f1ea71b041.jpg
Собственно, поэтому эксперимент короткий, без серии фото, так как чистота эксперимента была нарушена этим подъёмом осадка.

Сравнение нулевого образца с образцом из большой ёмкости с хранением в 45 суток:
1659632584_IMG20210121122512.thumb.jpg.aeb1168fb1bb2ef09b7462cc9431cae2.jpg
Вывод по сравнению: некоторый отстой произошёл.
Сразу, сравнение отстоя в малой и большой ёмкости. В прошлых сравнениях была очевидная разница условий по температуре выдержки образцов. К сожалению, здесь полной идентичности тоже нет, но разница температур уже поменьше. Образец из малой ёмкости (слева) - температура хранения комнатная, а срок хранения 15 суток. Образец из большой ёмкости (справа) - температура почти уличная, но температуры были относительно тёплые, отрицательных не было, средние +5 +10, но срок хранения 45 суток - в 3 раза больше:
502588373_IMG202101211312282.thumb.jpg.b75137f9a4ba1470731687d7c47896c3.jpg
Вывод очевиден.
 
Общий вывод по представленным материалам: гидрокряки имеют очень малую удерживающую способность взвешенных загрязнений, я бы даже сказал - неудовлетворительную.
Дальше у меня по малу зреют экперименты с настоящей синтетикой. Предварительно анонсирую результат: там все намного лучше. К чему это улучшение отнести, к базе или к пакету присадок, сейчас утверждать не буду. Будем посмотреть.

Ссылка на сообщение

                                                                                                      :sorry:

<Может дать осадок быстро, а может долго стоять без осадка и потом немного вывалить. Может дать густой осадок, который потом полностью не поднимается даже встряхиванием, а может дать лёгкий осадок, который быстро стекает вслед за маслом при переворачивании емкости. Речь идет о сроках выдержки от одного дня и, например, до года.>  :pardon:

Какое то всё противоречивое , но труд был проделан титанический:hi:

Ссылка на сообщение

Иллюстрация тезиса, что свежезамененое масло тоже даст отстой.
На фото - новое масло ROLF GT 5W40, после замены "прошло" 76 км пробега, старое масло ZIC X9 5W40  ~5т.км просто сливалось без доп.промывок. Новое масло лежало отстаивалось ~1 год 1 мес, но осматривалось оно многократно и ранее. Осадок обнаружен был уже где-то через 2 месяца. Сейчас только вдруг пришла мысль, что это можно выложить в тему.
Первое фото - толща масла на просвет, второе и третье фото - вид осадка сразу после сдвига масла. Остатки масла ещё есть на стенках и ещё не стекли полностью вместе с осадком 2й категории:
IMG_20210331_235512.thumb.jpg.22f37668cb326478780266d89223ec9f.jpg
Через 5-10 минут остаётся осадок 3й категории, конечно, его немного, так как масло свежее:
IMG_20210331_234458.thumb.jpg.ce2d7d5d6693fe64387c2cf7480c8839.jpg
Есть от этого масла капельная проба, на ней видно ядро, соответствующее представленному осадку. На фото проба слева - проба с пробегом 76 км, проба справа - совсем чистое масло для сравнения:
IMG_20210401_103147.thumb.jpg.f7b7e35b3917b646c831e827a9d47448.jpg
В этой теме интересен также вопрос влияния на корректность экспериментов резинового поршня в шприцах. Других, с пластиковым поршнем у меня нет, использую, что есть. Фото поршня после 1 года 1 месяца контакта со свежим гидрокрекинговым маслом:
IMG_20210401_114030.thumb.jpg.7997ab528c60060a8044ebfdf1e92f17.jpg
Есть некоторое повреждение целостности поверхности резины, не значительное, но есть.

 

  21.01.2021 в 17:57, voka65 сказал:

Какое то всё противоречивое

Раскрыть  

voka65 , приветствую.

Противоречия эти только кажущиеся. Масла - разные и работают в разных условиях, и потом по-разному себя ведут. Всё взято из практических наблюдений.

Ссылка на сообщение

 

  02.01.2021 в 22:42, Сергей Николаевич сказал:

Казалось бы - дело житейское, отстаивается отработка и что? А то, что само наличие отстоя, есть признак....

Раскрыть  

... проблем с масляным фильтром и его сменить надо, срочно ?

 

Я пока продолжаю изучать, но боюсь, что тож многабукав напишу, дабы Тема правильная, но долгая местами. Некогда сутками маслопробу отстаивать, а тем более годами. Тогда проще фильтр для начала махнуть. А пробу (часть), раз в ней взвесь нефильтрованая, отфильтровать срочно и каплетест делать, да расширенный, вроде ж в 21-м веке и в принципе, у каждого автолюбителя, кто сам масло меняет, должен быть и мультиметр, чтоб его щупами коснуться пары пластин металлических, засунутых в отобранную пробу, и увидеть некий потенциал тока протекающего, потому как пластины то с разных железяк. А имея обязательно в заначке того масла "каплю", свежака, то и сравнить потенциал со свежаком с некими умозаключениями.

А имея свежак и фильтрованую  "отработку", сравнить их на текучесть.

 

Я вбивал в поиск: лакмус.

Ничё интересного не нашел.

Плохо искал ?

 

 

 

Дочитывать пошел, интересно.

  02.01.2021 в 22:42, Сергей Николаевич сказал:

новый шприц

Раскрыть  

 

  01.04.2021 в 10:05, Сергей Николаевич сказал:

В этой теме интересен также вопрос влияния на корректность экспериментов резинового поршня в шприцах.

Раскрыть  

 

Он не для хранения масел, а для..... 

В момент забора масла резиновый поршень тёрся об стенки и наэлектризовал кое где....

... да и весьма вероятно, что от взаимодействия с силиконом такие реакции местами.

 

Упс, а вот с канистрой ваще засада получается. Допустим я, никогда даж и не задумывался об этом, просто переливал оставшиеся  поллитра в литровую канистрочку, а в канистру сливал отработку с тазика.

 

Вот ещё что припоминается, многие меняют масло в сервисах, где с бочек больших разливают. Вот там Клондайк присадок в этих бочках на дне, наверное. ))) 

И ведь по идее, эти бочки должны вернуться производителю масла.

Интересно, сам производитель заглядывает внутрь этих бочек через отверстие в пару", иль просто бухает очередной замес с очередными присадками-осадками ? )))

 

 

 

 

Изменено пользователем inetchik
Ссылка на сообщение
  20.09.2021 в 19:05, inetchik сказал:
  02.01.2021 в 22:42, Сергей Николаевич сказал:

... и что? А то, что само наличие отстоя, есть признак....

Раскрыть  

... проблем с масляным фильтром и его сменить надо, срочно ?

Раскрыть  

Не факт. Суть темы - исследование отстоя. Он бывает разный, это уже факт. И образуется он в масле при самых разных пробегах и степенях загрязнений. Основной рабочий фактор в образовании отстоя это - время. Дайте время и отстой будет. И маслофильтр в большинстве случаев будет не причем и будет в порядке. 

Но мысль Вы ухватили правильную. Уже несколько фильтров я порезал одновременно с производством капельных проб масла из них, и дальнейшие будут резаться также - на корреляцию вида пробы и состояния фильтра. Тема абсолютно ещё не тронутая. Возможно, перспективная.

Ссылка на сообщение
  20.09.2021 в 19:05, inetchik сказал:

А пробу (часть), раз в ней взвесь нефильтрованая, отфильтровать срочно и каплетест делать,

Раскрыть  

Честно говоря, не понял, какую часть, зачем фильтровать? Через что фильтровать? Капельную пробу чего делать?

 

  20.09.2021 в 19:05, inetchik сказал:

... да расширенный, вроде ж в 21-м веке и в принципе, у каждого автолюбителя, кто сам масло меняет, должен быть и мультиметр, чтоб его щупами коснуться пары пластин металлических, засунутых в отобранную пробу, и увидеть некий потенциал тока...

Раскрыть  

Вот Вы странно рассуждаете: бросить шприц-2мл полежать неделю без движения - это сомнительно и некогда, а разводить канитель с заменой фильтра, с замерами потенциалов - это проще! А ещё бы гараж иметь, в нём небольшое но пространство под эти танцы с мультиметрами с емкостями фильтрованного и не фильтрованного... Некоторым, чтобы фильтр "махнуть" надо в сервис ехать, подниматься на подъемнике, защиту снимать... - проще?

Вообще не вариант.

 

Но вот если Вы занимались замерами этих потенциалов и имеете какие-либо результаты - было бы очень интересно посмотреть. Я один раз пробовал мерять электропроводность отработки - ничего определенного не получил, наверное, пластины были маленькие, сопротивление - бесконечность. А ещё материал пластин имеет значение... В общем этим нужно заниматься, нужно время, нужна поддержка, а самое интересное: этим всем уже занимаются - автомобильные концерны со штатом сотрудников и определенным финансированием. Нам их не догнать.

Ссылка на сообщение

Эксперимент с дорогим синтетическим маслом давно уже состоялся, но оформить и выложить материалы ... как-то лениво, мотивация - на уровне плинтуса. Но по-быстрому вот поспел короткий эксперимент при очередной замене масла, объём материала небольшой, поэтому осилил :D

Эксперимент № 3.

Итак. На замене масла в ВАЗ 2114, двигатель 11183 сделаны капельные пробы и взяты пробы масла в шприцы. Масло было микс из 4х недешевых типа синтетических масел: 

- Shell HX8, 5w40, A3/В4 - 1л.;

- Castrol EDGE Titanium FST, 5w40, C3 - 1 л.;

- ZIC X9, 5w40, A3/В4 -1 л.;

- Mobile 1 Adv.FS, 0w40, A3/В4 - 0,5 л.

Кап.проба слитого микса из шприца, отстой 0 дней, температура масла комнатная, выдержка пробы (случайно, не специально) 3 дня, для эксперимента маловажно - смотрим ядро:

1548698137_IMG20220201151744.thumb.jpg.86fd38eda6e052d4bc83031c1eb03a72.jpg

 

Кап.проба, шприц, отстой 21 день, t комнатная, выдержка пробы 24 часа:

944723453_IMG20220220012641.thumb.jpg.44ae800f2253ce70164bf3e97cb0aea0.jpg

И вид осадка в шприце, отстой 21 день, 2 варианта осмотра шприца по кругу в разных условиях освещения с разницей в 1 минуту:

CM_20220220_140504419k.thumb.jpg.cfbe78afda4c95c8c863a25182040f24.jpg

CM_20220220_141655958k.thumb.jpg.d05fd2d6657fb3f804fc3a453969dc6f.jpg

Здесь определяется осадок 2го и 3го типа. 2й тип ещё стекает, но большая часть уже съехала в низ, сразу после оттяжки поршня было заметно больше, но сфотографировать не успел. Здесь на фото - остатки 2го типа, и 3й тип останется тоже в заметном количестве. Пропорционально 2го типа осадка было больше, но переход его в следующую категорию идет активно.

В планах: через неделю-другую отделить осадок и продолжить отстой образца в новом шприце.

И ещё. Уже имея некоторое понимание о скорости отстоя в разных маслах, этот микс заранее я оценивал несколько лучше, чем сейчас он себя показывает. Не ожидал такого активного осадкообразования. Видать, из "крепких" масел в плане выделения осадка тут только Мобил. Но ещё интересней то, что именно этот Мобил вывалил часть присадочного пакета пока хранился до заливки. А потом, в ещё не оформленном эксперименте, держался молодцом. 

Изменено пользователем Сергей Николаевич
Ссылка на сообщение

Зарезервирую номер для эксперимента, который состоялся уже как пару лет назад, но не оформлен, а тут уже новые материалы надо обрабатывать.

«Эксперимент №4 — эксперимент с отстоем масла Мобил 1 Adv.FS, 0W40, А3/В4.». Как-нибудь соберусь , возможно, может быть...

 

Сейчас идём дальше.

Года 2 назад сформулировал мысль, что хорошо бы посмотреть по капельным пробам чистую температурную деградацию масла, чтобы лучше понимать, что в пробе - от температуры, а что - от загрязнений или других реакций. Собственно, вот - руки дошли - записывайте меня в прожарщики :D

Эксперимент №5.

Суть эксперимента - нагревать масло до неких адекватно высоких температур , 200-250°С и с определенной периодичностью делать пробы, которые будут отражать именно температурные изменения в масле. Сделать ряды проб нескольких разных масел для возможности наблюдения изменений в течении времени в конкретном виде масла и  для сравнения изменений в разных маслах на одинаковых временах прогрева.

 

В эксперименте использована электроплитка от сети 220В. Чтобы нагрев образцов масла был одинаковым, на плитку клался достаточно толстый кусок металла для равномерного распределения тепла:

715515201_IMG20230201163529.thumb.jpg.bd14c216c9ba38b2d4e1b6292b0924fe.jpg

 

Подобраны образцы минерального, полусинтетического, синтетического 3й гр. масел. На плитке умещается одновременно 4 образца в "лабораторных донышках". Четвертым стал образец синтетического масла с добавлением 5% эстеров.

Масла:

1472840501_IMG20230201145009.thumb.jpg.39aae5ac0e421b65c95ed0b1d48d878e.jpg

1) минеральное - MOTUL 4000 Long Life, 15W40.

(Минеральных масел я не использую уже очень давно, и в запасах ничего не сохранилось кроме вот этого. Масло реально древнее, примерно 1997 года выпуска, даты на канистре не нашел. На дне канистры есть выпавший осадок, пытался его поднять встряхиванием, но температура была ~ -1°С и масло вяло взбалтывалось, много осадка осталось лежать)

2) полусинтетическое - SINTEC SUPER, 10W40, SG/CD

(Масло 2020 года выпуска, стояло закрытое до сего момента)

3) ZIC X7 5W40, A3/В4

(Относительно свежее, куплено год назад до сво, родной канистры не сохранилось, остатки перелиты в пустую, хорошо отжатую канистру Кастрола).

4) Масло 3й гр. с добавлением 5% эстеров: ZIC X7 5W40, A3/В4 + PLANETELF ACD 100FY, Polyolester.

(Эстеры те самые, что сейчас фигурируют в пробах в теме «Капельные пробы масел с различными добавками»)

Образцы на изготовке:

1460554699_IMG20230201160758.thumb.jpg.ad15fea7c6a72f36ccf68aa468424540.jpg

Четвертого образца с эстерами в кадре нет, по цвету масло такое же, как и  чистый ZIC.

Образцы в процессе:

1837197787_IMG20230201170518.thumb.jpg.61314e583723ddbfbbb0c4cda3c4063e.jpg

 

1425840976_IMG20230201170536.thumb.jpg.032f2af2b180db60330385f81a33a04a.jpg

 

На этапе замысла планировалось делать на каждый образец по 5 проб в течении часа-полутора. Но план сорвался. Удалось сделать по 3 пробы в течении без малого 2х часов.

По плану на плитку образцы выставлялись  по одному последовательно через 10 минут. Этот интервал планировался для возможности различных манипуляций с пробами. Капельные пробы потом делались также последовательно по одной на одинаковых временах прогрева. Получалось подобие карусели. В процессе прогрева замерялась температура в каждом "лаб.донышке". Термометр простой китай-пром, но 300° мерит. На точность рассчитывать не приходится, но температуру тела показывает как 36°. По образцам масел в разных местах плитки выявлялась разница температур в близкие моменты времени до 30° в максимуме единожды: 240-270°С. Регулярно выявлялась разница в 15-20°: 230-245°С. Такая разница в указанных диапазонах температур, на мой взгляд, была из-за того, что температура  мерялась термопарой в длинном металлическом щупе, который имет некоторую массивность. При испарении масла из лаб.донышка элементарно уменьшалась глубина, на которую можно погрузить щуп в масло. При уменьшении глубины погружения часть щупа меньше прогревалась и влияла в сторону снижения показаний. Среднюю температуру можно засчитать за 250-260°С.

Чтобы выровнять условия прожарки для образцов, каждые 10 минут они передвигались в новую позицию, и каждый образец совершил в итоге 2 полных круга по плитке.

 

Капельные пробы начал брать как все образцы "зашли на карусель", а первая проба грелась уже, получается, 30 минут. Пробы брались по одной по очереди на одинаковых "таймингах", и получилось этих таймингов с такой каруселью всего 3 шт: +30мин, +1ч10мин, +1ч50мин.

Честно говоря, получилось как-то слишком широко по разрывам и маловато по количеству. 

Но с этим уже можно работать:

1681152892_IMG20230201183554.thumb.jpg.29080c5456cee380fe0ab69f9e29c9d0.jpg

Особенность тут в том, что эти пробы долго впитываются, реально долго! Низкая температура и впитывание капли ещё нормального масла в офисную бумагу растягивается до 7 часов. А уже прожаренное масло на тайминге +1ч10мин даже через сутки ещё не у всех проб впиталось. Тайминг +1ч50мин будет впитываться, наверное, от нескольких дней до недели при комнатной температуре. 

И ещё особенность: пробы делались на даче, в 30 км от места постоянного проживания, необходимо было весь материал как-то переместить на зимнюю квартиру и не угробить работу. Кто молодец? Да я знаю, кто. Пробы запакованы для транспортировки:

1331274466_IMG20230201225424.thumb.jpg.6e91d548e70efef69d72cb9a8ecb05f5.jpg

 

Распаковка уже дома:

1195275609_IMG20230202120907.thumb.jpg.d2b5b9d71d0433a357d4e2e6cac9729f.jpg

Через 19 часов от производства последней пробы большая их часть ещё не впиталась:

29197889_IMG20230202130046.thumb.jpg.d75f0da1ea928f71218fe92c99766cad.jpg

Другой ракурс, лучше видно капли:

962542491_IMG20230202130325.thumb.jpg.d848dc5e897e070b8ff1023a9acffd43.jpg

 

В общем, работа оказалась сложнее, чем представлялась, хотя и представлялась непростой. Результаты по самим пробам будут по готовности далее.

Изменено пользователем Сергей Николаевич
Ссылка на сообщение

Пробы тайминга «+30 мин», выдержка 24 часа:

1558789347_IMG20230202164706.thumb.jpg.6f1ac790893e129633ea4c0f33e3ab7c.jpg

 

511043482_IMG20230202165957.thumb.jpg.94eb6e45be5806fb979e603faf1719e0.jpg

 

Выдержка 3 дня:

972890983_IMG20230204163356.thumb.jpg.fbfaf20479de100b85018968a8752e77.jpg

 

1729534_IMG20230204164237.thumb.jpg.5ec0f227b83090d4a28399becd608ea0.jpg

Ссылка на сообщение

По моим расчетам "созрела" первая проба тайминга «+1ч10мин». Срок её вызревания расчитался в 9 суток, на такой продолжительности считать отдельные часы уже бессмысленно, уже при сроке от 3х суток правильно считать целыми сутками.

Почему такое большое время для осмотра пробы, ранее уже формулировал:

  07.02.2023 в 10:09, Сергей Николаевич сказал:

Крайний мой эксперимент навёл меня на мысль, что стандартное время сушки/выдержки не во всех случаях применимо. При производстве пробы капли масла впитываются в разных условиях за разное время. Одна капля впитается за полчаса, другая за час, третья за два и так далее - в зависимости от вязкости масла и окружающей температуры. Точно так же масло дальше будет расходиться по бумаге пропорционально этим же параметрам - вязкости и температуры. И далее можно высчитать и принять некую стандартную зависимость для стандартных условий, типа:

«впитывание капли  за 1 час

— осмотр пробы через 24 часа (при постоянной температуре)»

И далее увеличение времени впитывания определяет увеличение времени до осмотра пробы пропорционально. Пропорцию пока предлагаю прямую. Если эксперименты покажут некую нелинейность процессов, можно будет ввести коэффициент.

Да, конечно, гемора прибавится. Но это позволит избежать некоторым "профессионалам" вроде нас дебильных ситуаций по типу "гараж, холодно, полное впитывание за 6 часов, осмотр пробы через 12 часов" - ну, ведь по феншую́. Естественно, проба ещё не успеет созреть до феншуйной нормы.

Раскрыть  

Пробы тайминга «+30мин» идут ещё по стандартному времени фен-шуя - осмотр через 24 часа. Эти пробы "веду себя" и выглядят достаточно обычно. Тоже долго впитывались, но небольшое увеличение времени можно в полной мере отнести к низкой температуре при их производстве.

Пробы тайминга «+1ч10мин» уже показали, что надо что-то думать новое - стандарт фен-шуя в 24 часа тут уже абсолютно не применим. И возникла процитированная формулировка выше.

Я немного откорректировал сначала сформулированное правило: «впитывание капли  за 1 час — осмотр пробы через 24 часа (при постоянной температуре)». По этому правилу осмотр пробы идет через время в 24 раза большее, чем время впитывания (пропорция 1/24). Показалось это слишком долгим. Но и оснований как-то сокращать время выдержки тоже не вижу. При постоянных температурах масло как долго впитывается, так же долго будет расползаться в толще бумаги. И чтобы пытаться применять известные признаки состояний проб, необходимо, чтобы концентрация масла в бумаге была такой же, какая достигается в стандартных фен-шуйных выдержках 1/24.

Чтобы хоть как-то сократить время "вызревания" без большого вреда для результата, своим волюнтаристким решением сократил пропорцию до 1/18 - вполне ещё в стандартной норме.

Итого, проба, сделанная 01.02.23, впитавшаяся за 12 часов, готова к первому осмотру через 9 суток. Это масло «синтетика III гр. + 5% ПОЭ»:

1768733172_IMG20230210130436.thumb.jpg.32f471355a7a75edba4aaf295c2ed522.jpg

 

330825025_IMG20230210130648.thumb.jpg.1c85ac1200a98254bde3cfde09290be1.jpg

 

Другие пробы этого тайминга зреть будут ещё долго, ещё даже не все впитались:

951158503_IMG20230210132344.thumb.jpg.d56c7f2e7acf26f16e3863cfa3a1d986.jpg

 

Изменено пользователем Сергей Николаевич
Ссылка на сообщение

Итак! Буду завершать, наверное, этот эксперимент. Материалы по нему ещё долгое время будут вызревать до неких норм, информация ещё может дополняться, но главный результат эксперимента уже достигнут, финальный вывод готов, и есть пара дополнительных выводов.

 

Проба тайминга «1ч10мин» ZIC X7 + эстеры на 13й день выдержки показала начало появления реза ЗД:

IMG_20230215_001550.thumb.jpg.82140c8db1a3bf0a5a8ef028f4a7a6b7.jpg

 

IMG_20230215_001744.thumb.jpg.d0b3335fc71128f88ca30e6f42efce3e.jpg

 

IMG_20230215_001413.thumb.jpg.72542848e2b5a9b6fe2c144f0bd4e5c0.jpg

Этот состав оказался самым живучим из испытанных образцов: меньше всех загустился, раньше всех на всех таймингах впитывался, раньше всех готов к осмотру на этом тайминге. И этот лучший образец показывает рез во вполне себе нормальное время для осмотра и оценки. Это значит, что другие образцы также обязательно покажут рез и кант в расчетные времена или даже ранее.

Не готовая для осмотра проба ZIC X7 (без эстеров), тайминг «+1ч10мин», расчетное время осмотра через 46 дней, по дате это в районе 19го марта:

IMG_20230215_002552.thumb.jpg.0a821a8a132cb8aa6b6aac51c3c65259.jpg

 

IMG_20230215_002342.thumb.jpg.aaf73c6269e02ba89db072be9af0412d.jpg

 

IMG_20230215_003600.thumb.jpg.e7e7aeeea86899100fd0687373d83416.jpg

До  осмотра ещё далеко, но начало появления браковочных признаков уже видно. На расчетном времени всё будет очень ярко. Название"браковочные признаки" - это, конечно, очень условное определение, здесь это не более чем общее название основных признаков повышенных концентраций примесей в масле и выдержки пробы до уровня "дефицита носителя".

 

Две пробы тайминга «+1ч50мин» уже некоторое время как впитались и находятся на этапе выдержки:

IMG_20230215_004452.thumb.jpg.eaaff5cb47570c31529c7a5c19fd8bc2.jpg

 

IMG_20230215_004130.thumb.jpg.d0f223620703fbf9b35f4ff9ebf6f20a.jpg

Сам по себе этот тайминг, конечно, чрезмерен, для реализации замысла эксперимента он такой не нужен. Но так получилось. Почему тайминг «1ч50мин» здесь представлен всего двумя пробами? Из четырех образцов до этого времени дожили только 3 образца, чтобы очень загущенное масло, очень сильно выпарившееся по объёму масло просто смогло отделиться от каплеобразователя. Образец SINTEC SUPER полусинь предельно выпарился ещё во второй тайминг и выбыл из экзекуции. Через 14 дней впитывания образец ZIC X7 без эстеров ещё не впитался, и ему ещё долго. Попробую из интереса его дотянуть. Но результат по этой пробе уже не важен. Итого в третьем тайминге могут демонстрироваться 2 пробы.

 

Если ещё сделаю пару подобных ноачных экспериментов, то крайние тайминги будут где-то в районе 1ч20мин, и первый тайминг надо делать позже, где-то в районе +40мин.

Ссылка на сообщение

Выводы по эксперименту №5

 

— при температурной деструкции в масле не образуются взвешенные компоненты, формирующие в капельной пробе ядро. Ядро - это компоненты внешних загрязнений и механического износа двигателя.

 

— кант и рез зоны диффузии не являются признаками повышенного содержания воды в масле, являются не более чем признаками повышенных концентраций растворенных примесей.

 

— полиолэстеры по растворяющим и высокотемпературным возможностям значительно повышают характеристики моторного масла, продлевая срок возможной эксплуатации.

Ссылка на сообщение

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...